Теория фотографии
 

Точечная фотопечать

О самой точечной печати или „точке“ известно давно, но раньше, в эпоху, когда кроме оптической фотопечати не было никакой, ее использовали исключительно в технических целях. Об этом писал еще известный автор справочников по фотографии Гурлев Д.С., что мол, „Узконаправленный свет, дающий повышенный контраст изображения, применим только для печати технических снимков. Для художественных работ такая структура копировального света неприемлема".

Отчасти конечно это было правдой, но тогда еще не было „правильной“ схемы изготовлении самой точки, и о ее особенностях, в принципе мало что было известно. Прибавить сюда еще очень большое количество ретуши после точки, становится понятно, почему фотографы и лаборанты неохотно печатали точкой. Хотя западные фотографы платят сотни зеленых „рублей“ лаборантам, печатающих точкой их фотографии. Там точечная печать — удовольствие для богатых.

Так как же самим приобщиться к этой элитной, не побоюсь этого слова, печати? Прежде всего, один момент. Вся прелесть точки видна в полной мере на больших увеличениях — от 20х30 для узкой пленки и 30х40 для рольфильма. Печатать фотографии 13х18, например, не имеет особого смысла т.к. отличия с обычной печатью, конечно, будут, но не очень большие, а ретушь маленьких форматов довольно трудоемкое и ювелирное занятие.

Точечная печать

Оригинал фотографии. Белый квадрат — фрагмент увеличенный ниже.

 
Обычная печать

Фрагмент скана фотографии при обычной печати.

Печать на точечном увеличителе

Фрагмент скана фотографии при печати точкой.

Итак, что же собой представляет точечная печать? Прежде всего, точка — это минимальный по габаритам источник света в увеличителе. Это может быть галогенная лампа (без зеркальной „юбки“), лампа накаливания или применяемые автором автомобильные лампы. Они, правда, работают на разном напряжении, поэтому придется позаботиться о соответствующем трансформаторе напряжения. Лампу нужно подбирать очень тщательно, иначе все неоднородности и дефекты стекла лампы будут переданы на фотобумаге. Все царапины и свили конденсора также будут четко видны на отпечатке, следовательно, качество стекла конденсора должно быть тоже очень высоким. По этой причине всем обладателям польских KROKUSов в виду низкого качества „родного“ конденсора придется заменить на аналогичный по размерам. Фирменный конденсор стоит довольно дорого, да и купить подходящий не так просто, поэтому вполне можно использовать конденсоры от отечественных увеличителей Нева, Беларусь, или Азов. Сами эти увеличители также могут быть приспособлены для точечной печати. Вообще, марка увеличителя не играет особой роли для печати точкой, однако точность юстировки и качество Durst или Fokomat ,например, не идет ни в какое сравнение с вышеуказанными моделями.

Чрезвычайно высокие требования предъявляются к проекционному объективу, качество которого сразу видно при большом увеличении. Фокусное расстояние объектива и диаметр конденсора зависят от выбранного формата негатива. Универсальным является фокусное расстояние объектива 100 мм, однако чтобы сделать большие увеличения с узкой пленки, придется разворачивать увеличитель на пол. Годятся как изделия фирм Rodenstok и Nikon, так и практически все отечественные Индустары. При наличии специальных переходников в ход могут пойти и съемочные объективы, например Волна-3 от Киев-88 показал очень неплохие результаты. Главный критерий оценки таков: при любом увеличении объектив должен передавать зерно пленки максимально резко не только в центре кадра, но и по краям. Светосила объектива не имеет большого значения для освещенности экрана, она падает лишь при уменьшении отверстия диафрагмы меньше реального размера нити накала лампы, это где-то с f/11-16. Однако понятие глубины резкости имеет большое значение для характера конечного рисунка на фотобумаге т.к. от этого зависит форма зерна и общее эстетическое восприятие фотографии.

Точечная печать

Стекла в негативной рамке придется, скорее всего, заменить форматными вкладышами, т.к. дефекты изображения, такие как царапины, пыль, свили и кольца Ньютона, будут отчетливо видны на фотографии.

Теперь о самом важном в подготовке к точечной печати – о юстировке увеличителя. Первое, что необходимо сделать – это обеспечить очень высокую степень параллельности негатива и панели крепления объектива. Даже перепад в 0,5 мм придется компенсировать наклонами кадрирующей рамки или рабочего стола, что может привести к перспективным искажениям конечной фотографии. После этого выбирается масштаб увеличения, потом (и это очень важная стадия процесса) лампа фокусируется в объективе увеличителя. Для этого ее необходимо подвигать вверх-вниз, пока в зрачке объектива нить накала лампы не займет минимальную площадь (см. рис.).

Если этого не сделать, то теряется всякий смысл в применении точки, ибо, во-первых, расфокусированная лампа обладает теми же свойствами, что обычные источники мягкого, а также диффузного света, использование которых не дает отпечатков максимальной резкости. Во-вторых, точная фокусировка лампы позволяет добиться 100%-ной равномерности освещенности негатива. А вот теперь можно произвести наводку на резкость. Делать это лучше с помощью прецизионных приборов типа Skoponet французского производства, но подойдет и отечественный фокусскоп.

Правда, здесь нужно оговориться: все эти приборы адекватно воспроизводят картинку только при строго вертикальном падении световых лучей, поэтому на краях кадра навести на резкость с их помощью, как правило, не удается. Сделать это можно, полагаясь на собственное зрение, а также при помощи проб на краях кадра. Причем угол наклона лучей зависит от не только от удаления от центра фотографии, но от фокусного расстояния проекционного объектива (чем оно больше, тем меньше угол, следовательно, легче контролировать резкость в углах кадра).

Теперь о глубине резкости. Конечно, если задиафрагмировать объектив с целью увеличить глубину резкости (все равно ведь это не влияет на освещенность негатива) то резкость зерна негатива в углах кадра возрастет, но... Вот здесь, оказывается и заключается основная „фишка“ точечной печати: задиафрагмированный объектив, точно наведенный на эмульсию негатива, воспроизводит еще и подложку, что приводит к визуальному „сворачиванию“ изображения зерен серебра в шарики. А это влечет за собой не только уменьшение контурной резкости, но и значительное увеличение контраста, который и без того довольно велик при точечной печати.

Таким образом, формируется основное качественное требование при печати точкой: зерно на фотографии должно не только быть максимально резким, но и иметь одинаковую резкость по всей площади снимка. Поэтому следует констатировать, что полностью открытая или прикрытая на одну ступень диафрагма позволяет добиться максимальной резкости негатива на бумаге, а также наибольшей для данного способа пластичности изображения.

Однако повышенная резкость при печати точкой приводит к воспроизведению не только всех огрехов качества подложки. После тщательной настройки малейшая царапинка станет еще более заметна. Кроме того, появляется впечатление „сухости“ и повышенной графичности изображения, от чего и был против точечной печати автор справочников, упомянутый в начале.

Оригинал фотографии. Белый квадрат — фрагмент увеличенный ниже.

Оригинал фотографии. Белый квадрат — фрагмент увеличенный ниже.

 
Фрагмент скана сделанного на барабанном сканере с негатива. Увеличено в 72 раза, это соответствует размеру фотографии 4х4 метра.

Фрагмент скана сделанного на барабанном сканере с негатива. Увеличено в 72 раза, это соответствует размеру фотографии 4х4 метра.

Фрагмент отпечатка, сделанного на точечном увеличителе

Фрагмент скана фотографии при печати точкой. Оригинал фотографии имеет размер 4х4 метра, это аналогично увеличению негатива в 72 раза.

Но немного о „сухости“ изображения. Исходя из собственного опыта печати точкой, можно сказать, что этот способ печати практически не подходит для печати цветной, т.к. при этом становятся видны разноцветные зерна красителей цветной пленки, поэтому точку в „цвете“ можно использовать как специальный прием.

Раньше для точечной печати вследствие высокого контраста приходилось использовать тонкие и мягкие негативы, а также мягкие сорта фотобумаг. Но сейчас с появлением бумаг с переменным контрастом, для печати годятся практически все негативы, имелись бы только необходимые фильтры для печати.

Кстати, о светофильтрах. Попробовав применить при печати на мультиконтрастных бумагах фирменные фильтры Kodak и Ilford и отечественные корректировочные фильтры для цветной печати, автор пришел к выводу, что разница между ними не только невелика. Последние даже предпочтительней ввиду их низкой стоимости и возможности более удобного размещения в лотке для светофильтров. А самое главное, что они в отличие от фирменных стеклянные, а значит, меньше царапаются в процессе эксплуатации и как следствие меньше хлопот доставят при дальнейшей ретуши фотографий.

А ведь именно ретушь — одно из самых трудоемких следствий после печати точкой. Здесь всплывает общее правило печати: необходимо беречь негативы от царапин и пыли, и не хватать их пальцами. А ведь многие печатники зачастую этим грешат.

Сама ретушь черно-белых фотографий довольно трудоемкое занятие, но время, затраченное на придание снимку законченного вида, окупается сторицей колоссальным зрительным эффектом, который производит „точечный“ отпечаток, в особенности большого формата.

Конечно, абсолютно всех этих недостатков лишена современная цифровая печать — ни тебе пыли, царапин и других дефектов, любой контраст и плотность, но если положить рядом две фотографии точечную и цифровую, двух мнений быть не может: одна из них действительно живая и обладает неповторимым оптическим рисунком, к тому же она резкая, а значит у нее есть объем.

В заключении по этому поводу можно привести слова великого фотографа современности Хельмута Ньютона: „...я конечно интересуюсь возможностями цифровой фотографии, но делаю свои отпечатки обычным способом, ибо считаю подобное вмешательство в жанр — надувательством“.


DA 21/3.2 Limited - третий блин от Pentax

DA 21/3.2 Limited - третий блин от PentaxPentax объявила о выпуске нового широкоугольного объектива легендарной серии Limited: Pentax SMC DA 21/3.2 AL Limited. Как и два предыдущие объективы этой серии (40/2.8 и 70/2.4), новинка выполнена в форме "блинчика". Длина объектива составляет всего 25 мм, а его вес 140 грамм без крышечек.
Маркировка DA означает, что объектив расчитан на матрицу с кроп-фактором 1.5, и не будет корректно работать на пленке.
На прилавках фотомагазинов новинка появится в июле по цене примерно 550 долларов. В принципе, это вполне привлекательная цена для широкоугольника серии Limited.

Samsung GX2 - зеркалка с байонетом K

Samsung GX2 - зеркалка с байонетом KКомпания Samsung представила на выставке в Сеуле (Южная Корея) полупрофессиональный цифровой зеркальный фотоаппарат GX2 с 10 Мп сенсором. На данный момент нет никакой информации о характеристиках новинки, как и о ее цене и дате начала продаж. Известно лишь, что камера будет полностью совместима с объективами и аксессуарами Pentax. Также известно, что Pentax тоже готовит 10 Мп камеру. Возможно (даже вполне вероятно), что фотоаппараты от Pentax и Samsung будут совершенно идентичны, как и предыдущие - Samsung GX1S и Pentax *ist Ds2.

Ricoh Caplio R40 - упрощенная версия ультракомпакта Caplio R4

Ricoh Caplio R40 - упрощенная версия ультракомпакта Caplio R4 Компания Ricoh анонсировала новый ультракомпактный цифровой фотоаппарат Ricoh Caplio R40 с широкоугольным объективом 28-160 мм в 35 мм эквиваленте, 2.5" дисплеем и матрицей разрешением 6 Мп размером 1/2.5". На фотографии заметно сходство новинки с фотоаппаратом Ricoh Caplio R4, объявленным в феврале. Характеристики камер тоже сходятся, за исключением диапазонов фокусный расстояний объективов: Caplio R40 имеет 7х зум против 5.7х у R40. R4 также имеет систему стабилизации изображения. Эти отличия говорят о том, что новинка является удешевленным вариантом Caplio R4. Соответственно, стоить она будет, скорее всего, на сотню долларов меньше (R4 стоит около 350 долларов).