Теория фотографии
 

Вспышка - друг или враг?

Cегодня предметом нашего разговора будет одна из самых важных и редко затрагиваемых в литературе тем - применение вспышки в фотографии.

Преимущества которые дает нам современная вспышка (встроенная или дополнительная) всем известны. Это мощный и, что самое главное, мобильный источник света по цветовой температуре очень близкий к естественному дневному освещению. Короткая длительность импульса позволяет нам снимать любые быстро движущиеся объекты без риска их смазки и использовать на все 100% резкостные характеристики объективов.

Существует немало ситуаций, особенно при репортажной фотосъемке, когда без использования импульсного света просто не обойтись. Но здесь-то и поджидает нас "ложка дегтя" - недостатки этого вида освещения тоже серьезны. Это плоский свет ( ведь вспышка крепится к фотоаппарату и освещает снимаемый объект прямо в "лоб") и острая направленность излучения, которая создает на снимке страшные, уродливые тени.

Можно со всей уверенностью сказать, что если мы не предпримим эффективных мер при съемке с применением вcпышки, расчитывать на сколько-нибудь художественный результат не приходится.

На фото 1 и 2 мы видим характерный пример снимков, полученных с использованием вспышки (Sigma 430 AF super), закрепленной на камере (Canon eos A2).

Жесткая черная тень под подбородком и плоское освещение лица оставляют неприятное ощущение.

Если при горизонтальном расположении фотоаппарата иногда еще удается избавиться от теней на заднем плане, которые уходят вниз за объект съемки, то при вертикальной компановке кадра снимок неминуемо будет испорчен. Причем, тени тем более выражены, чем больше расстояние от излучающей поверхности до оси объектива. Из этого следует, что минимальные тени дает встроенная вспышка (не считая кольцевой), хотя она имеет другой огромный недостаток - всегда дает эффект красных глаз.

Тем не менее, во многих , иногда вполне солидных изданиях , то и дело печатаются снимки, являющиеся результатом бесхитростной фотосъемки с прямым вспышечным светом, что свидетельствует о нетребовательном отношении к своей работе даже профессиональных фоторепортеров. Стоит ли говорить о том, что фотографии любителей сплошь и рядом грешат этими недостатками.

Зададимся вопросом, а всегда ли потеря привлекательности светового рисунка есть неминуемый результат применения вспышечного света? И в чем заключается мастерство владения этим капризным источником освещения?

фото1
фото2
Прежде всего, хочу проиллюстрировать отличие прямого вспышечного света от "нормального" пластичного освещения. На фото 3 модель (актриса Анжелика Неволина) освещалась справа сверху с помощью вспышки с белым зонтом, поставленным на отражение. Зонт запускался с помощью светосинхронизатора от вспышки, установленной на фотокамере (экспокоррекция -1,5), которая в данном случае служила источником заполняющего света. На фото 4 схема освещения та же, но зонт не сработал, и модель осветилась только вспышкой от камеры.

Различие в результатах настолько бросается в глаза, что вряд ли нуждается в подробных комментариях. На первом снимке отлично проработанный объем лица, в то время как на втором - совершенно плоское и скучное изображение, отягощенное неэстетичной тенью на фоне. Не сразу даже понимаешь, что на этих двух фото изображен один и тот же человек.

Итак, надеюсь, я убедил вас, что фотографировать по методу "вспышкой в лоб" - это плохо. Народная мудрость дает нам немало более изысканных приемов использования фотовспышки. Разберем их по очереди.

фото3 Фото 3
фото4Фото 4
"Рассеиватель на вспышку"
Каждая вспышка комплектуется специальной рассеивающей насадкой, которая позволяет применять более широкоугольные объективы,
Часто приходится слышать, что эту насадку можно применять и для смягчения теней на снимке. Однако в примере на фото 5 мы видим, что рассеивающая насадка не внесла каких-либо существенных изменений в светотеневой рисунок кадра. Что и следовало ожидать, поскольку физики утверждает: размытость контуров тени зависит только от геометрических размеров источника света. А так как насадка не увеличивает площадь светящейся поверхности вспышки, то и тени остаются такими же жесткими.
фото5

"Вспышка в потолок"
Направление импульса вспышки в потолок является самым популярным и распространенным приемом ее творческого использования . Поток света ударяясь в потолок, отражается и дает более ровное, рассеянное освещение. Для того, чтобы эта схема работала, потолок должен быть белым (иначе подсветка окажется цветной) и не слишком высоким (в противном случае мощности вспышки не хватит для нормальной экспозиции).

Как мы видим на фото 6 , светотеневой рисунок очень близок к естественному. Более проработан объем лица и полностью отсутствуют глубокие черные тени.

Единственное, что хотелось бы сделать, так это немного подсветитить прямым светом лицо, чтобы смягчить тени на глазах и под носом.

Здесь следует еще заметить, что отражающей поверхностью может служить не только потолок, но и любая другая белая поверхность (дверь, стена, белая мебель и т.д.). В этом случае световой рисунок будет еще ближе к естественному.
фото6

"Вспышка в потолок + отражатель"
Для того, чтобы компенсировать недостатки отраженного от потолка света, на вспышке закрепляют белый отражатель размером с игральную карту, который направляет часть светового потока в направлении съемки и снижает густоту теней на снимке.

Некоторые модели вспышек имеют встроенный козырек, который ,при желании, выдвигается, выполняя роль отражателя.

Если в Вашей вспышке этого удобного приспособления нет, то не беда. Подайдет любой кусочек белой бумаги, картона или пластика. Его удобно прикрепить к корпусу вспышки с помощью обычной резинки.

Чем больше возвышается такой отражатель над излучающей головкой, тем больше света будет направлено прямо на объект съемки.

Фото 7 сделано с отражателем высотой 30 мм, что оказалось явно многовато, т.к. под подбородком снова появилась навязчивая тень, хотя тени под носом и на глазах значительно осветлились.

Задним умом понимаем, что высота отражателя должна была быть не более 10 -15мм.

Зарание угадать какая площадь отражателя требуется в том или ином случае очень сложно. Удача приходит с опытом.
отражательфото7

"Отражатель"
Ну хорошо, а что делать в том случае, когда потолок в помещении слишком высокий, или съемка происходит на улице в темное время суток? Здесь нам придет на помощь тот же отражатель, только его площадь должна быть, по возможности, максимальной, т.к. вся ушедшая вверх энергия излучения теряется совершенно бесполезно.

Многие фотографы используют для этой цели большой лист ватмана или белой бумаги, закрепляя его на вспышке с помощью резинки. Но удобнее сделать отражатель из белого картона, который не мнется и годится для многоразового использования.

Еще лучше сделать отражатель с козырьком под 45 градусов, примерно, как это сделано на отражателе фирмы LumiQuest (фото 9). При такой конструкции еще большая часть светового потока будет переизлучаться в направлении объекта съемки.

В обоих случаях смягчающий эффект будет зависить только от площади излучающей поверхности отражателя.

К недостаткам этой конструкции можно отнести то, что отражатель надевается на поднятую вверх головку вспышки, и излучающая поверхность удаляется от оси объектива.

Рассмотрим снимки, полученные с использованием такого отражателя.

На тестовом снимке (фото 10) тень под подбородком хоть и немного мягче, чем при прямом импульсе, но зато имеет большую площадь, что не очень здорово. Тень под носом от отраженного потолком света едва различима.

отражателе фирмы LumiQuestотражателе фирмы LumiQuest
фото10
Репортажный портрет Михаила Боярского был сделан в здании спортивного комплекса. Высота потолка была такой, что свету от вспышки лететь-недолететь. Пришлось использовать отражатель (как на фото 8), чтобы хоть как-то смягчить картинку. Отчасти это удалось. По горизонтальной оси тени приемлимы, в то время как по вертикальной было бы желательно большее смягчение. Тень от руки черезмерно резкая, хотя и более размытая по сравнению с прямым импульсом.
фото11
На съемочной площадке фильма "Менты" (кабинет Василеостровского РУВД) проблема заключалась в другом. Потолок был облицоват цветной обшивкой, которая бы дала интенсивные цветовые искажения. Широкий отражатель применялся с целью направить как можно больше света от вспышки прямо на артистов.

Результат почти удовлетворительный. Тени хоть и видны на стене, но они не такие глубокие и достаточно размытые. Общее впечатление от них не слишком портится.
фото12

DA 21/3.2 Limited - третий блин от Pentax

DA 21/3.2 Limited - третий блин от PentaxPentax объявила о выпуске нового широкоугольного объектива легендарной серии Limited: Pentax SMC DA 21/3.2 AL Limited. Как и два предыдущие объективы этой серии (40/2.8 и 70/2.4), новинка выполнена в форме "блинчика". Длина объектива составляет всего 25 мм, а его вес 140 грамм без крышечек.
Маркировка DA означает, что объектив расчитан на матрицу с кроп-фактором 1.5, и не будет корректно работать на пленке.
На прилавках фотомагазинов новинка появится в июле по цене примерно 550 долларов. В принципе, это вполне привлекательная цена для широкоугольника серии Limited.

Samsung GX2 - зеркалка с байонетом K

Samsung GX2 - зеркалка с байонетом KКомпания Samsung представила на выставке в Сеуле (Южная Корея) полупрофессиональный цифровой зеркальный фотоаппарат GX2 с 10 Мп сенсором. На данный момент нет никакой информации о характеристиках новинки, как и о ее цене и дате начала продаж. Известно лишь, что камера будет полностью совместима с объективами и аксессуарами Pentax. Также известно, что Pentax тоже готовит 10 Мп камеру. Возможно (даже вполне вероятно), что фотоаппараты от Pentax и Samsung будут совершенно идентичны, как и предыдущие - Samsung GX1S и Pentax *ist Ds2.

Ricoh Caplio R40 - упрощенная версия ультракомпакта Caplio R4

Ricoh Caplio R40 - упрощенная версия ультракомпакта Caplio R4 Компания Ricoh анонсировала новый ультракомпактный цифровой фотоаппарат Ricoh Caplio R40 с широкоугольным объективом 28-160 мм в 35 мм эквиваленте, 2.5" дисплеем и матрицей разрешением 6 Мп размером 1/2.5". На фотографии заметно сходство новинки с фотоаппаратом Ricoh Caplio R4, объявленным в феврале. Характеристики камер тоже сходятся, за исключением диапазонов фокусный расстояний объективов: Caplio R40 имеет 7х зум против 5.7х у R40. R4 также имеет систему стабилизации изображения. Эти отличия говорят о том, что новинка является удешевленным вариантом Caplio R4. Соответственно, стоить она будет, скорее всего, на сотню долларов меньше (R4 стоит около 350 долларов).